Форум » Трибуна » Возможно ли всегда и везде соблюдать заповеди Божии? » Ответить

Возможно ли всегда и везде соблюдать заповеди Божии?

Sergiy: Возможно ли человеку (христианину) всегда и везде соблюдать заповеди Божии? Может ли человек, который обманывает людей, называть себя христианином? Как то я размышлял над этими вопросами и пришел к выводу - к сожалению, да, и христианин может соврать. И трудно найти человека, который всегда и везде соблюдал бы заповеди Божии. Ложь – один из грехов, а греху подвержены все люди. В противном случае, если бы "христианин" = "святость", то единственным и последним христианином являлся бы один лишь Иисус Христос, что конечно, неверно. Отличием христиан является то, что у них есть средство борьбы со грехом, - признание греха и исправление его. Является ли честность моей постоянной добродетелью? Нет, она является даром мне Христа, который я могу потерять. Но признание грешности не делает меня нехристианином, нехристианином может сделать лишь отказ от исправления греха, от пути, указанного Христом. Конечно, если бы мы жили в идеальном мире, куда не вощел бы грех, все было бы иначе, но в нашем падшем мире может оказаться, что обстоятельства будут сильнее тебя. Но! При этом надо надеяться на Бога, который сильнее обстоятельств. Покаяние – не столько обещание перед Богом не совершать более исповедуемый грех, сколько нежелание повторять его. Человек слаб и не может быть на 100% уверен, что не падет. Сам ап. Павел признается в этом - «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (К Римлянам 7, 19-24) И Бог избавляет. Современных примеров тому – множество, - приходящих в церковь, кающихся и излечивающихся алкоголиков и наркоманов. Сам апостол Павел признается, что делает злое, но он не перестает быть христианином, и, наконец, он избавился от греха, стал святым.

Ответов - 7

Deja Vu: Почему добро никак не победит зло? Почему не слушают тех, кто говорит и показывает на огромные, вопиющие, ужасные грехи? Почему столько борьбы - и все хуже и хуже вокруг? Да потому, что на каждом из указывающих сидит свой маленький, незаметненький грешок, который не хочет слезть с его шеи, и подсовывает своему носителю, своему благодетелю, полухозяину-полуслуге новую великую цель, новое страшное зло, толкает его под руку, впивается пятками в бока - иди, хозяин, торопись, если не ты, то кто укажет вон тем бедолагам, что за чудовище сидит у них на шее!!! И человек несется сломя голову, как Дон-Кихот, один против ужасного великана, а "великан" его даже и не замечает, он сидит на другой шее, и пока его носитель не сбросит его - он неуязвим, он корчит рожи и перемигивается с собратом на шее нового Дон-Кихота. Копье, нацеленное на грех, раз за разом впивается в грешника, а грех, на который оно нацелено - вреда не получает, лишь забавляется. Ведь и его носитель теперь не посмотрит на него, а посмотрит на того чудака в латах, что наносит ему рану за раной. Увидит, кто у того на шее - и завопит: ату его! И в свою очередь, окажется бессилен. И так до тех пор, пока человек не осознает, что никого и ничего он не может изменить... кроме себя. И человек берется за себя всерьез. Он борется с грешной плотью своей, он постится, он исповедуется, открывая все новые и новые дьявольские создания, впившиеся в него, вырывает их с мясом, сбрасывает с себя, и просветленный, обновленный, идет к причастию. А Бог смотрит на него и с грустью качает головой. Ведь человек нашел и победил в себе множество мелких, противных тараканов греха - вроде опоздания на службу в церкви, или мыслей о куске мяса в пост, либо нецеломудренных взглядов на чужую жену... а самые крупные, самые матерые монстры - ложь, жестокосердие - остались на нем сидеть, помятые, потрепанные, перепуганные, но живые и по-прежнему сильные. И человек, каявшийся в том, что обидел свою собачку, шлепнув ее - пришпоренный обиженным жестокосердием - срывается уже на осуждение и проклятие другого человека, за то, что тот грешен. Человек, покаявшийся во лжи - стыдится ее... и лжет вновь, чтобы скрыть свою старую ложь... Человек, укравший что-то, ищет такой способ получить желаемое, чтоб никто его не обвинил в воровстве... Почему так? Все знают ответ: потому что покаяние - ничто без раскаяния. Тяжело рассказать на исповеди о грехе в первый раз... а во второй уже легче, а в десятый - уже только что не с улыбочкой - "ну вот опять начудил я, прости меня, мой Господь!"... Только никто не объяснит, а что же это такое - раскаяние? И всякий понимает по своему: один говорит: я же понял, что это нехорошо - значит я раскаялся! другой: я не только понял, я на исповеди об этом рассказал - вот я-то точно раскаялся. А третий свысока: да нет же, мало понять и рассказать, надо, чтоб еще и стыдно было за это, чтоб сожалел об этом - вот я-то на самом деле раскаялся... А ларчик просто открывается: раскаяние - это действие. Действие по преодолению того греха, что уже совершен. Исправление, именно исправление, а какое же исправление может быть у лжи, например? Да только признание ее перед тем, перед кем солгал, не перекладывание на других причин лжи, а простое ее признание. Признание тем, кому солгал. Да, это трудно. Сидящий на шее будет сжимать горло, не давая говорить, куда сильнее, чем сжимал на исповеди, и, если не даст сказать, - то так и останется на своем месте, укрепится, и вновь будет указывать во все стороны - хозяин, смотри, там грех - ату его!!! И до конца жизни бедный хозяин будет бороться с концертами мерзкого Бори Моисеева и старухи Мадонны, вредоносными фильмами и книгами, штрихкодами и ИНН, и на смертном одре скажет себе: я правильно прожил эту жизнь, я не тратил время зря, все занимался тем, что Богу угодно. И смерть мне не страшна, это просто начало другой, новой жизни, к которой я готов. И умрет, улыбаясь. А сидящий на шее ласково закроет ему глаза, прикоснется губами ко лбу, слезет с остыывающей шеи, и побредет себе в поисках нового хозяина-слуги...

Sergiy: Deja Vu пишет: А ларчик просто открывается: раскаяние - это действие. Действие по преодолению того греха, что уже совершен. Исправление, именно исправление, а какое же исправление может быть у лжи, например? Да только признание ее перед тем, перед кем солгал, не перекладывание на других причин лжи, а простое ее признание. Признание тем, кому солгал. На это место, с которым я полностью согласен, я хотел бы обратить внимание. Есть замечательная цитата в Евангелие по этому поводу. - "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой". (от Матфея 5, 23-24) В то время покаяние и причастие заменяла храмовая жертва. Говоря это, Иисус напоминает иудеям - нельзя считать, что жертва может очистить от сознательного и умышленно совершенного греха, от того, что иудеи называли "грехом своеволия". Жертвоприношение может оказаться эффективным только в том случае, если человек согрешил по незнанию, в порыве страсти, если он потерял над собой контроль; но грех, совершенный преднамеренно, дерзко, бессердечно, с широко открытыми глазами, никакое жертвоприношение не возымеет необходимого действия. Во-вторых, чтобы быть эффективным, жертвоприношение должно сопровождаться исповеданием в совершенном грехе и подлинным раскаянием; а подлинное раскаяние сопровождается попытками исправить все последствия этого греха. Даже жертвоприношение в День Очищения не может очистить человека, если он прежде не примирится со своим соседом. Пропасть между человеком и Богом не может быть преодолена до тех пор, пока не будет преодолена пропасть между человеком и человеком. Еще в те времена считалось, например, совершенно бесполезным приносить жертву за воровство, если предварительно не была возвращена украденная вещь. Если обнаруживалось, что украденная вещь не была возмещена, жертвоприношение уничтожалось, как нечистое, и сжигалось за пределами Храма. Иудеи хорошо понимали, что человек должен сделать все возможное для исправления, чтобы получить возможность примириться с Богом. Иисус совершенно ясно показывает здесь этот фундаментальный факт: мы не можем помириться с Богом до тех пор, пока не помиримся с людьми; мы не можем надеяться на прощение, пока не покаемся в своих грехах не только перед Богом, но и перед людьми, и пока не сделали все возможное для устранения всех последствий этого греха. Иногда нас удивляет существующий между нами и Богом барьер; иногда мы удивляемся, почему наши молитвы кажутся бесполезными. Причина может заключаться в том, что мы сами воздвигли этот барьер, потому что находимся в разладе с собратьями, или потому что причинили кому-то зло и не сделали ничего для того, чтобы исправить все. Поэтому, в частности в нашем храме, батюшка часто напоминает прихожанам об этом в воскресной школе, чтобы перед тем как подойти к причастию, мы по возможности избавились от осуждения других, осуждения другими и несли мир.

Здешняя: Deja Vu пишет: И так до тех пор, пока человек не осознает, что никого и ничего он не может изменить... кроме себя. Ну, допустим. Но он может изменить себя, и нет так безблагодатно, как Вы описали, а так, как учат нас православные отцы Церкви. По настоящему раскаявшись и свернув с пути греха. А затем - он изменит и других. "Спасись сам (стяжи дух мирен), и вокруг тебя спасутся тысячи", ─ говаривал преподобный Серафим Саровский. И не только личным примером, но и словом. Только надо без фанатизма... А то, по Вашему, может и учителя не могут никого ничему научить, кроме себя?... А если еще углубить Вашу позицию, то может быть противоположно следует поступать, не нести окружающим правду Христову, а просто "жить самой и другим не мешать"? А может, вообще тогда возьмем правило преступников - "сам воруй и людям давай"?! Простите за некоторую сумбурность изложенья...


Deja Vu: Здешняя пишет: Ну, допустим. Но он может изменить себя, и нет так безблагодатно, как Вы описали, а так, как учат нас православные отцы Церкви. По настоящему раскаявшись и свернув с пути греха. А затем - он изменит и других. Да-да-да, но я написал не о всех, а всего об одном человеке, выбрав для описания именно такого, который и знает, как учат православные отцы, и хочет изменить себя так, как они учат - но у него... не получается. Я не знаю, чего ему не хватает, чтоб получилось - силы воли, любви к Господу, мужества в конце концов - но он движется по кругу, а не вперед... По тому порочному кругу греха, из которого никто его за шиворот не вытащит. Вот насчет того, что он изменит других - не знаю. Раз уж Господь не позволяет себе их изменить - куда уж этому человеку, раз он не может справиться еще даже с самим собой? Здешняя пишет: "Спасись сам (стяжи дух мирен), и вокруг тебя спасутся тысячи", ─ говаривал преподобный Серафим Саровский. Вроде бы и я имел то же самое в виду... Хотя слог у меня не такой гладкий и понятный... Здешняя пишет: А если еще углубить Вашу позицию, то может быть противоположно следует поступать, не нести окружающим правду Христову, а просто "жить самой и другим не мешать"? А может, вообще тогда возьмем правило преступников - "сам воруй и людям давай"?! Ну можно любую мысль довести до абсурда, конечно же, но зачем? Я просто туманно расписал очень простую мысль: самые показные святоши (не путать со святыми), самые ярые борцы с грехом, радетели религии - на поверку нередко оказываются гораздо грешнее тех, кого они обличали, и чью жизнь хотели изменить - в том числе и неся правду Христову. Но вот только они несут - но не доносят, вот в чем беда и их вред...

Sergiy: Deja Vu пишет: Вот насчет того, что он изменит других - не знаю. Раз уж Господь не позволяет себе их изменить - куда уж этому человеку, раз он не может справиться еще даже с самим собой? Жаль, что Вы, скорее всего, не читали роман Грэма Грина "Сила и слава". Вот кратко сюжет - роман «Сила и слава» (1940) повествует о политических гонения на католическую церковь в Мексике, герой которого, греховодник, 'пьющий падре', противостоит гонителям церкви. Человек, проявлявший хоть какие-то признаки религиозности, рисковал оказаться расстрелянным без суда и следствия в любую минуту: "- Все они на одно лицо, - сказал лейтенант. Фотография была нечеткая, грязно отпечатанная, но все же на этом листке проступали тщательно выбритые, тщательно припудренные щеки священника, слишком пухлые для его возраста. Слишком рано пришли к нему блага жизни - уважение окружающих, верный заработок. Штампы религиозных поучений на языке, шутка, помогающая общению, готовность к приятию почитания... Счастливый человек. Ненависть - врожденная, как у собаки к собаке, пронзила нутро лейтенанта." «Пьющий падре», как прозвали его за далеко небезукоризненное поведение бывшие прихожане, пробирается в соседний штат, где церковь еще сохранила свои позиции. Его жалеют и презирают. То тут, то там в лицо ему дышит смерть, он чудом вырывается из рук революционеров. И вот главный парадокс этого страшного и увлекательного романа: «пьющего падре» расстреливает пылкий революционер – идеалист лейтенант. Но читатель без труда отделит козлищ от агнцев: трусливый и грешный священник оказывается святым, а отважный лейтенант – кровожадным маньяком. Или вот более приземленный к нашей реальности пример - после проповеди, на которой многие исповедающиеся плакали слезами покаяния, женщина подходит к батюшке и говорит - "Батюшка, Вы наверно, большой грешник". - ??? - А иначе, как Вы смогли так натуралистично описать наши грехи... И действительно, кому бы не быть лучшим врачевателем души, если не тому, кто знает на собственном опыте признаки болезни...

Deja Vu: Sergiy пишет: И действительно, кому бы не быть лучшим врачевателем души, если не тому, кто знает на собственном опыте признаки болезни... Тому, кто со своей болезнью справился. По-моему, это очевидно. Тот, кто не справился - может и не помочь другим, может и заразить их...

Sergiy: Если сказал Господь: "Будьте святы, как и Я свят", то значит эта задача выполнима, тут и спорить нечего. Важно понять в чем святость. А определяется она не каким-то свойством или состоянием души, но вектором ее развития. Поэтому и мог оказаться святым разбойник на кресте, ибо он выбрал правильный вектор мысли и слов, и "пьющий падре" из романа Грэма Грина "Сила и слава". Христос сказал о Себе, Я есть путь..., а путь - это движение. Невозможно, чтобы человек, "достигший" чего-то, оставался во Христе, тут как в сказке: чтобы оставаться на месте, нужно сильно бежать. Кто не собирает со Мной, тот расточает. Поэтому и возможны гибель исправно посещающего Церковь, но с вектором мысли направленным на содержимое своего гаража или личное благополучие, и спасение души удаленной от церковного окормления (по Промыслу, а не своевольно), но постоянно ищущей и двигающейся в верном направлении (где сокровище ваше, там и мысли будут ваши). Обобщая, можно сказать, что достичь идеала, по мирским понятиям, невозможно, но, достигая Его и в нынешнем веке и в будущем, мы обретаем святость.



полная версия страницы