Форум » Наука и Вера » Блез Паскаль » Ответить

Блез Паскаль

Sergiy: Ночью 23 ноября 1654, «приблизительно от десяти с половиною вечера до половины первого ночи», в нем произошел внутренний переворот. Вступив в мистический контакт с Богом, он удалился от мирских дел и посвятил себя Иисусу Христу. Свой опыт он тайно записал (сначала на клочке бумаги, затем на пергаменте, добавив несколько строк), и запись была найдена после смерти Паскаля зашитой в подкладку камзола. Этот «Мемориал» (или «Амулет Паскаля»), озаглавленный FEU (огонь), является уникальной записью мистического опыта. Письма к провинциалу. После этого Паскаль стал уделять больше времени молитвам и изучению Библии , укрепил веру в герцоге де Роаннец и в трогательных письмах к сестре герцога подвиг ее на приобщение к религиозной жизни. К тому времени он был тесно связан с аббатством Пор-Рояль и янсенистами. Когда идейный вдохновитель Пор-Рояля (наследовавший Сен-Сирану) Антуан Арно (1612–1694) подвергся нападкам иезуитов и его дело было передано в Сорбонну, янсенисты и сам Арно обратились к Паскалю, надеясь, что его остроумие и талант смогут повлиять на общественное мнение. В итоге появились восемнадцать Писем к провинциалу. Первое называлось Письмо к провинциалу одного из его друзей по поводу прений, происходящих сейчас в Сорбонне (Lettre crite un Provincial par un de ses amis sur le sujet des disputes prsentes de la Sorbonne) и было опубликовано 23 января 1656, восемнадцатогое и последнее – 24 марта 1657. Написанные как бы в Париже «провинциалом к одному из друзей» на родине, первые письма являются едкой, ироничной оценкой пустых теологических диспутов, ведущихся в Сорбонне. Начиная с четвертого письма – тогда Арно уже был формально осужден – Паскаль меняет тактику и начинает фронтальную критику казуистики и иезуитских приемов в области моральной теологии, обвиняя иезуитов в распространении нечетких и поверхностных доктрин с целью сохранения привлекательности веры и своего собственного ордена. От забавной рассудительности и тонкой издевки Паскаль постепенно переходит к открытому моральному негодованию. Письма были тайно напечатаны и распространялись, в том числе по почте, вначале без имени автора, а затем, когда они были собраны в одну книгу и изданы в Кёльне в 1657, – под псевдонимом Луи де Монтальт (Письма к провинциалу, или Письма Луи де Монтальта к другу в провинцию и к отцам иезуитам о морали и политике этих отцов). Письма – шедевр французской сатирической прозы, при жизни автора они завоевали широкую популярность. В этом произведении проявились две характерные черты авторского стиля: владение «искусством убеждать» и непоколебимая приверженность моральному совершенствованию и абсолютным ценностям. Во время тяжелой болезни 1659 Паскаль, по-видимому, написал Молитвенное обращение об обращении во благо болезней (Prire pour demander Dieu le bon usages des maladies, опубл. в 1779). Название произведения являет пример удивительного сочетания в авторе утилитарного и мистического начал. Больной человек, никогда не жалующийся, полный сострадания, он приближался к смерти с благоговением и радостью. Во время непродолжительных периодов, когда боль отступала, он мог только классифицировать и уточнять заметки к Апологии, впрочем, за одним исключением. Паскаль умер, причастившись перед смертью, в Париже 19 августа 1662. Жаклина умерла десятью месяцами ранее. Главная работа Паскаля осталась незавершенной. Заметки к Апологии и многочисленные фрагменты других работ были благоговейно собраны семьей и изданы (из опасения цензурного преследования) в 1670 в измененной и сокращенной форме под названием Мысли о религии и других предметах (Penses sur la religion et sur quelques autres sujets). Однако порядок фрагментов был нарушен, и только после десятков изданий стал ясен паскалевский план. Рукопись Мыслей хранится в Национальной библиотеке в Париже. «Мысли». В Апологии Паскаль намеревался обратиться к неверующему человеку, ведущему мирской образ жизни, достаточно образованному и ищущему. Сменяющие друг друга письма и стремительные диалоги имели целью заставить неверующего осознать свое состояние, а затем, не останавливаясь, переходя от сострадания к поэтическому вдохновению, на одном дыхании призвать к вере. Вначале Паскаль описывает человека, лишенного благодати: неразумный, мечущийся между величием и зверством, конечным и бесконечным, неспособный самостоятельно достичь последней истины, обманутый чувствами и фантазиями, погрязший в обыденности, он все же бесконечно выше других существ, поскольку сознает свое ничтожество. Этот неизбежный дуализм не объяснен ни одним из философов; скептики и догматики смогли достичь лишь полуистин. Только христианское учение о первородном грехе объясняет тайну, заключенную в человеке. Развлечения, труд, философские учения, науки – ничто не может дать человеку удовлетворения. Лишь Бог может утолить его ненасытное желание достичь абсолюта. Путь к Богу лежит через покорность и смирение страстей. Если вера столь же доказуема, как и неверие, то почему не поставить жизнь на существование Бога? (Так называемый аргумент Пари.) Что нам терять? Если Бога нет, мы ничего не теряем. Если Он существует, мы обретаем жизнь вечную. Итак, мы готовы поставить на христианского Бога; но в чем заключается христианское учение? Паскаль отводит много места ответу на этот вопрос. Знакомя неверующего с доказательствами бытия Бога, библейской историей и Священным Писанием, Паскаль возвращает его к исходной точке: признанию одиночества и ничтожности человека. Метод Паскаля основан на психологическом эксперименте и не является рационально построенным доказательством. В сущности, используя парадокс существования, Паскаль хочет сказать, что Бог скрыт и человек должен искать Его везде и всеми средствами. Мысли имеют три главных источника: Библию, отцов церкви (особенно св. Августина) и Опыты М.Монтеня. Манера изложения и форма уникальны – отчасти из-за своей незавершенности они обнажают малейшие движения ума, остро воспринимающего жизнь и идеи. В этом произведении рассматривается всё: поэтика и политика, комедия и Писание, ремесла и государственное устройство, Адам и Кромвель, дети и императоры. Паскаль меняет стиль изложения: то напряженный, прерывистый стиль, способный пробудить человека от летаргического сна, то поэтическая лаконичность; то жесткая логика, то полет фантазии; то возвышенная, утонченная проза, пронизанная лиризмом, то совершенная простота слова, когда речь заходит об Иисусе Христе. Все в этих строках пронизано живой мыслью, страстной верой и неугасимой любовью к истине. Высказывания Паскаля: «Не только невозможно, но и бесполезно знать Бога без Иисуса Христа» «Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны». «Только христианское учение о первородном грехе объясняет тайну, заключенную в человеке. Развлечения, труд, философские учения, науки – ничто не может дать человеку удовлетворения. Лишь Бог может утолить его ненасытное желание достичь абсолюта. Путь к Богу лежит через покорность и смирение страстей. Если вера столь же доказуема, как и неверие, то почему не поставить жизнь на существование Бога? Что нам терять? Если Бога нет, мы ничего не теряем. Если Он существует, мы обретаем жизнь вечную.». http://community.livejournal.com/timpan/13532.html

Ответов - 13

Мариша: Надо будет перечитать эту работу. Я уже ее порядком позабыла, хотя в воскресной школе ее изучали очень подробно.

Владислав Антипов: Если Бога нет, мы ничего не теряем. Если Он существует, мы обретаем жизнь вечную.». Данное мнение Паскаля весьма сомнительно. Вы, верующие налагаете на себя некоторые ограничения, от которых свободны мы, атеисты. И потом - кто-то очень умный сказал, что бога, если он есть, должна больше оскорблять религия, чем атеизм. Исходя из этого друдно сказать кого из нас бог быстрее наделит вечной жизнью.

Здешняя: Владислав Антипов пишет: Вы, верующие налагаете на себя некоторые ограничения, от которых свободны мы, атеисты. Вроде взрослый человек, должны понимать, что в жизни вообще, часто чтобы поступать правильно, приходится отказываться от многого. Но мы же не задумываемся, например, что мы "ограничены" тем, что не должны красть. Так и верующие люди не считают, что ограничены. Вернее считают, что ограничены от греховных помыслов, по собственной воле. И все "предписания", например, пост, направлены на это, чтобы закалить волю и сделать тем самым легче отказ от неверных поступков.


Deja Vu: Здешняя пишет: Но мы же не задумываемся, например, что мы "ограничены" тем, что не должны красть. Разве? Люди задумываются и об этом. Даже сложным путем выводят, что иногда украсть и не грех. Главное обставить воровство так, чтоб "совесть была чиста". См. тему про пиратство ;) Примерно также многие запросто заглушили совесть когда-то кличем "Грабь награбленное".... Здешняя пишет: И все "предписания", например, пост, направлены на это, чтобы закалить волю и сделать тем самым легче отказ от неверных поступков. Здорово. Таким образом йоги - наиболее способные в плане воздержания от неверных поступков люди...

Здешняя: Deja Vu пишет: Здорово. Таким образом йоги - наиболее способные в плане воздержания от неверных поступков люди... Ну да. Только вот представление о неверных поступках у них не совсем верное.

Deja Vu: Интересно, в чем? Я в йоге как-то не силен)

Markuza: Deja Vu пишет: Таким образом йоги - наиболее способные в плане воздержания от неверных поступков люди... Не всегда, помню на уроках философии нам рассказывали что в восточных учениях существует практика так называемого пресыщения, то есть объясняя на пальцах на самом простом примере: хочет человек перестать есть мороженное, он идёт съедает за раз пару ящиков и всё – больше никогда в жизни на него смотреть не захочется. Кстати существует мнение что именно для подобной практики была создана КамаСутра.

Markuza: Здешняя пишет: Только вот представление о неверных поступках у них не совсем верное. Я могу привести конкретные примеры представление о верных поступках, которые по сути никак нельзя отнести к таковым (рассуждая разумеется с православной точки зрения) Некто Сахаров (или Захаров) – русский эмигрант первой волны и учитель йоги издал в 50-х годах на западе книгу «духовная стрельба из лука или открытие третьего глаза», где описывает принятую в радже-йоге методику развития ясновиденья. Что и является непосредственной целью занятий. Мантра-йога – метод кришнаитов, тибетского буддизма, трансцедентной медитации добивается непосредственного чувственного видения и общения с «божеством мантры» (например с Кришной), или плодов такого общения в виде состояния блаженства и т.д. Известный и авторитетный йог Шивананда, в своей книге «Джапа-йога» (джапа означает повторение, т.е. повторение мантр) указывает, что каждая мантра отличается особым ритмом, и имеет «штифт» или «опору», который, в ходе повторения мантры, удаляется и человек получает возможность видеть божество мантры. Так что в сути своей йога это далеко не набор дыхательных упражнений или гимнастики, там всё гораздо сложнее.

Владислав Антипов: Здешняя пишет: Deja Vu пишет: цитата: Здорово. Таким образом йоги - наиболее способные в плане воздержания от неверных поступков люди... Ну да. Только вот представление о неверных поступках у них не совсем верное. А у Вас такое представление верное? Но Ваше представление основано на вере в бога, а помните с чего началась наша беседа: цитата: Если Бога нет,

Markuza: Владислав Антипов пишет: Вы, верующие налагаете на себя некоторые ограничения, от которых свободны мы, атеисты. А я вот считаю обратное: верующий человек гораздо свободней атеиста. А тем, что вы назвали бы ограничениями, он лишь показывает свою свободу от каких-то внешних благ. Как можно назвать свободным наркомана, который ни дня не может прожить без наркотика (хотя скорей всего он сам-то тоже считает себя свободным), так же «свободны» и те кто не может отказать себе в развлечениях, скоромной пище и прочих наслаждениях хотя бы на время поста. Именно они – рабы своих страстей и стараются придумать себе оправдания, что дескать всё это пустые обряды, а Бога может и вовсе нет..

Владислав Антипов: Markuza пишет: и те кто не может отказать себе в развлечениях, скоромной пище и прочих наслаждениях хотя бы на время поста. А зачем себе отказывать в том, что не вредно? Я к примеру могу себе в этом отказать, но не хочу. В этом и есть свобода.

Markuza: Владислав Антипов пишет: А зачем себе отказывать в том, что не вредно? То есть как это не вредно, что именно не вредно? Что касается, пиши, то даже учёные говорят что пост полезен для организма в качестве разгрузки. А развлечения: ну например компьютерные игры - вредны для глаз, если ограничить время, проводимое за компьютером на время поста, разве это не скажется положительно?

Владислав Антипов: Markuza пишет: учёные говорят что пост полезен для организма в качестве разгрузки Смотря какой организм, это все индивидуально



полная версия страницы